Презентация темы «Наречие» в pdf-формате

Надо признать, что предмет «русский язык» по сложности можно сравнить разве что с математикой. Трудности иногда вызывают у детей нежелание работать. Поэтому непременно нужно добавлять к урокам занимательный материал. Например, при изучении темы «Наречие» в качестве эмоционального приёма воздействия на восприятие можно использовать:

  • забавные рисунки,
  • рассказы «Трудно понять» и «А или О!» (По В. Тендрякову),
  • стихотворение «Родное слово»,
  • шуточную грамматическую викторину

Элемент викторины:

1. Какое наречие пишется с двумя чёрточками? (точь-в-точь)
2. Какое наречие предлагает нам кусок ткани для пальто или костюма? (на-отрез)
3. В каком наречии 10 одинаковых букв Ю? (десять-ю)
4. Какое наречие состоит из птицы и бесформенного куска? (гусь-ком)
5. Какое наречие, пишущееся через черточку, читается одинаково слева направо и справа налево? (еле-еле)

Кроме того и та, и другая дисциплины страдают от пробелов в знаниях, которые могут образоваться у детей по разным причинам. Хорошим подспорьем для ликвидации пробелов может служить персональный учительский сайт. На нём, разумеется, следует размещать таблицы или опорные конспекты, как напоминалочки для тех, кто усвоил материал. А для тех, кому приходится изучать тему самостоятельно, следует дать более подробную информацию.

Так по теме «Наречие» были сделаны две pdf-книги: с таблицами и подробным конспектом темы (они под ссылками). Кроме того, такой конспект можно использовать и для подготовки к экзаменам.

Презентация темы: НАРЕЧИЯ в pdf-формате

Тема «Наречие» в таблицах

А ИЛИ О! (По В. Тендрякову)
Однажды ученики шестого класса «А» были несколько озадачены началом урока. Учитель, ни слова не говоря, росчерком мела разделил доску на две части. На одной стороне написал громадное «А», на другой вывел «О», по размерам не уступающее велосипедному колесу, уселся за стол и произнес:
— Сережа Скворцов, выйди к доске и подпиши внизу под буквой «А» такие слова: издавна, издалека, досуха, докрасна, слева, сначала…
Застучал мел. Напряженно склонив тонкую шею с трогательной косицей волос в ложбинке, Сережа торопливо выводит слова.
— А сейчас внизу под «О» — вправо, влево, наново, набело, насухо, заново…
Слова написаны. Сережа вопросительно повернулся к учителю: что дальше?
— Теперь все присмотритесь к словам и скажите, почему одни слова написаны под буквой «А», другие — под буквой «О». И как лучше запомнить правило?
ОТВЕТ (в который не спешите заглядывать)
Всем известно правило, что в наречиях с приставками из-, до-, с-, образованных от прилагательных в родительном падеже, на конце пишется а (издавна, досуха, справа), а в наречиях с приставками в-, на-, за-, образованных от прилагательных в винительном падеже, на конце пишется о (вправо, направо, заново). Запомнить это правило очень легко: употребите эти предлоги с существительным среднего рода, например, окно. Окончание этого существительного подскажет, какую букву писать на конце наречия а или, о: из окна, до окна, с окна; в окно, на окно, за окно.
ТРУДНО ПОНЯТЬ
В школьной стенной газете было помещено стихотворение. Ребята заинтересовались стихами своего товарища. Но одна строчка показалась «загадочной», смысл ее был неясен:
«Некогда я не был на Памире…»
Был ли Толя (так звали автора стихов) на Памире, или не был? По первому слову выходило, что когда-то, в прошлом, Толе пришлось быть на Памире, но ведь дальше ясно написано, что он не был на Памире.
Почему же это простое предложение трудно понять? Какую ошибку допустил Толя?
ОТВЕТ (в который не спешите заглядывать)
Толя перепутал написание двух различных наречий: некогда (т. е. когда-то давно, в прошлом) и никогда (т. е. ни в какое время, ни при каких обстоятельствах). Толя даже не заметил, что эти слова имеют разное ударение.

РОДНОЕ СЛОВО (Эля Куклина)
Наш язык и скромен и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси —
И представишь сразу неба синь
Ты скажи: «Кругом белым-бело» —
И увидишь зимнее село,
С белых крыш свисает белый снег,
Не видать под белым снегом рек.
Вспомнится наречие «светло», —
И увидишь: солнышко взошло.
Если скажешь слово ты «темно»,
Сразу вечер поглядит в окно.
Если скажешь «ароматно», ты
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты «красиво»,
Пред тобою — сразу вся Россия!

— Какие слова привлекли внимание юной поэтессы? (высоко, светло, темно, ароматно, красиво – это наречия)
— На какой особенности этих слов акцентируется внимание в стихотворении? (на том, какие представления и чувства вызывают наречия).
— Как образованы данные наречия? (эти наречия образованы от прилагательных с помощью суффикса –о, как и наречия: скоро, медленно, далеко, тихо, точно, мало, широко, долго, просто, трудно).
— А много ли таких слов? (очень много, поскольку в языке много прилагательных, а от любого качественного прилагательного можно образовать наречие на -о (-е).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *